люди томска
Евгений Жуков
Как создается кино в Томске
Томск — это не просто название, не просто место на карте.
Томск — это люди. Люди, которые делают многое, чтобы сделать наш город уникальным, делать его лучше в сравнении с остальными.
В нашем проекте мы хотим показать тех людей, которые «строили» наш город: кто пытался сделать его лучше и играл важную роль за последние годы. Кто они? Какова их история? Что для них важно? На эти вопросы мы попытаемся дать ответы.
В этот раз нашим героем стал Евгений Жуков — один из основателей студии «CAST production», продюсер, режиссер, автор социальных проектов и человек, который решил вместе с единомышленниками повлиять на формирование киноиндустрии в Томске.
— Насколько я знаю, Вы закончили ТПУ. Почему Вы поступили в Томск? У вас были какие-то иные варианты?

— Я сам родом из глубинки Томской области — из села Кривошеино.
Это протоптанная дорожка: если ты из сельской местности нашего региона и хочешь двигаться дальше, развиваться, то ты должен поступить в университет Томска. Здесь ничего сверхъестественного не произошло. Тоже самое было и с моими сверстниками. Только, наверное, из-за этого я оказался в Томске. Хотя я с детства хотел снимать кино и у меня возникали мысли поступать на режиссуру, мне не хватило решимости, думаю, из-за страха перед большими городами. Большим плюсом было то, что я каким-то магическим образом попал на предпринимательский факультет (прим. сейчас называется «Школой инженерного предпринимательства» в ТПУ)

— У вас были активные студенческие годы? Вы сразу внедрились в медиасферу?
— Да, в принципе. Я сразу влился во внеучебную деятельность: от локальных посвятов до общеуниверситетских мероприятий, и это всё произошло нативно. Я по жизни всегда что-то инициировал, во что-то ввязывался, креативил, поэтому в Политехе жизнь была насыщенной. Более того, с первого курса у меня появлялись видеопроекты: социальная реклама для каких-то конкурсов, креативное продюсирование выступлений на студенческих форумах, концертах и прочее.
Однажды, на 3-ем курсе, мне с друзьями удалось принять участие в крупном международном конкурсе «Done in 60 seconds» на базе «Jameson Empire Awards». Нужно было снять комедийный ремейк на известный фильм и уложиться в минутный хронометраж. И так получилось, что мы прошли все отборы и попали на глобальный финал фестиваля, где было невообразимое скопление крупнейших голливудских и британских кинозвёзд: например, председателем жюри у нас был Том Хиддлстон (прим. известный по роли Локи из вселенной Марвел). Мы даже выиграли приз зрительских симпатий, что было настоящим потрясением. После этого феста мы зажглись идеей заниматься кино и развивать его в регионе — не участвовать в конкурсах, проектах, а самим создавать их, быть самими себе продюсерами!
— С чего начался интерес к кино у вас? Родители способствовали этому? Или посмотрели конкретный фильм?
Артем Сагеев, сооснователь киностудии «CAST production», продюсер, сценарист, режиссер
— Всё началось с детства, с четвертого класса. К нам в Кривошеино приехала семейная пара профессиональных театральных актёров из крупного города — это были Тамара Леонова и Юрий Баталов. Они сделали свой театральный кружок на базе школы. Мы с моим близким другом Артёмом Сагеевым были в первой волне набора и провели в театре 8 лет. Уверен, что это серьезно сформировало нас: так в классе 9-ом мы впервые взяли в руки камеру, чтобы просто поснимать спонтанные импровизации — как сейчас помню, что это был «мыльница», снимающая в ужасном качестве. После я начал интересоваться монтажом. А потом мы случайно узнали, что один из наших преподавателей снимался в советском кино — это был Юрий Баталов. Нас это определенно подбодрило снимать дальше.
Так что все началось с детства, и роль наставников оказалась очень важной — они во многом повлияли на то, что происходит сейчас в нашей жизни. Они научили не бояться мечтать.
— В какой момент вы решили создать свою собственную студию? С кем?
Дмитрий Моторин, сооснователь киностудии «CAST production», продюсер, режиссер, DJ
— Будучи в театре, мы с Артёмом Сагеевым начали заниматься творческими проектами. Во время студенчества мы продолжили это дело. Потом у нас появился ещё один очень талантливый соратник — Дима Моторин. Собственно, втроём мы образовали студию «CAST production»: сошлись три единомышленника, которых объединяло похожее чувство вкуса, желание делать качественные проекты разного формата и масштаба.

— Какие проблемы были в начале существования студии? Как вы преодолевали их?

— Проблем-то было навалом, потому что… Понимаешь, мы начинали как стандартная видеостудия, которая занималась съёмками всего — от свадеб и рекламы до очень микробюджетных роликов. Причём, в начале бывало так, что заказов вообще не было, из-за чего приходилось самим искать компании и на волонтерских началах предлагать свои услуги, на бартере или каких-то иных условиях, чтобы сформировать портфолио. Это был сложный период в жизни, когда вы никому не известны, никому не нужны; период, когда вы переполнены сомнениями и колебаниями и не знаете, выстрелит проект или нет.
Со временем накапливается количество работ и знакомств, репутационный капитал, что приводит к прорыву. Постепенно.
Стратегически мы всегда мечтали уйти в кино. Только последние 2−3 года мы переживаем тот новый этап в жизни, когда можно смело сказать, что данная мечта исполняется. Мы реально своими проектами влияем на формирование киноиндустрии в Томске.
— Какие проблемы и перспективы существуют сейчас у вашей студии?
— Проблемы заключаются в том, что мы до сих пор формируем студию, шаг за шагом трансформируем её в полноценную киностудию. Для этого требуется, например, укомплектованная команда Это всё ещё что-то из разряда мечты: чтобы были в окружении профессиональные кадры, с которыми вы можете генерировать и строить новые проекты. А так получается, что «костяк» состоит из нас троих, сейчас еще к команде добавилась Александра Преснякова, кинокультуролог по образованию и по совместительству начинающая режиссерка документального кино с большим творческим потенциалом. Чтобы снимать кино в Томске более-менее профессионально и закрывать множество задач во время производства, приходится привлекать молодые кадры на краткосрочных условиях. И получается так, что мы стоим перед вызовом — нам необходимо сформировать полноценную студию.
Сейчас дошли до того момента, когда делаем два флагманских проекта, которые дадут нам мощный рывок в развитии и полноценный пропуск в российскую киноиднустрию. Это фундамент, который позволит развиваться далее: снимать кино, сериалы; создать образовательный центр в Томске и, в целом, снимать кино в Сибири.
— Студия «CAST prod.»  — это уникальное явление для Сибири?
— Я не скажу, что это что-то уникальное. Скажем так: все проекты, которые рождаются в регионах (например, в Тюмени, Якутии, Красноярске и т.д.), — это всё равно самобытные явления. Их начинали такие же, как мы, — заряженные люди, но по-своему, и в итоге сейчас мы существуем в различных формах. Для нас отличительной чертой является то, что мы делаем кино без какой-либо инфраструктуры. Если посмотреть на Иркутск, то там была киностудия документального кино, создававшая проекты в советское время — аналогично в Красноярске, Новосибирске; в Якутии вообще на базе Министерства культуры есть отдел кинематографии, а у нас этого не было. Мы зашли в эту сферу через свои образовательные проекты, т. е. через социалку. В любом случае, условия у всех были плюс-минус одинаковые, т.к. региональной инфраструктуры в постсоветской России по сути не существовало — по крайней мере еще 7 лет назад. Поэтому каждый двигался, исходя из своих возможностей и побуждений.
Фестиваль уличного кино в Томске
— Что важного в создании кино вы можете выделить для себя? Что такого должно быть в кино, чтобы оно имело ценность для вас?
— Уважение к зрителю, прежде всего. Это должно быть интересно и тебе, и ему. На мой скромный взгляд, в кино должна быть найдена «золотая середина» в сочетании авторского видения и универсальной понятной драматургии. В этом и заключается «магия» кино — оно способно объединить все поколения. Сегодня стоит куда более сложная задача: нужно добиться внимания зрителей к своему проекту. Однако этому противостоит огромное изобилие контента, который доступен человеку везде.
— Сколько лет вы занимаетесь кино?
— Если относительно профессионально, то около 5 лет. До этого — любительские попытки и подходы. Сейчас это уже практически профессия.
— Не было ли у вас желания переключиться на какую-то другую деятельность?
— Чтобы прийти к кино, мне приходилось делать множество параллельных вещей: учиться проектному мышлению и самопродюсированию. Нужно было организовать множество мероприятий, в том числе несвязанных с кино, совершить ошибки, наступить на свои же «грабли», проходить всё по кругу, — в общем, набраться разнообразного опыта и учиться на практике. В моей жизни до сих пор есть некиношные проекты, но я постепенно дистанцируюсь от них, чтобы переключиться только на создание кино. Лично для меня, кино — это универсальная форма реализации всего моего проектного опыта.
— Какие возможности Томск даёт для создания кино?
*закадровый смех*
— Классные локации, которых нет нигде в российском кино. Томска нет на киноэкранах, так что пока еще нет присловутого «эффекта замыленности». Всё то кино, что мы по большей части смотрим — это московское кино, снятое московскими студиями. Однако сейчас все чаще наблюдается тенденция на то, чтобы они организовывали экспедиции по России: тот же супермасштабный российский сериал «Эпидемия» снимался во многих местах по стране. В этом плане интерес к регионам растёт.
Кроме того, Томск даёт возможность быстрее решать задачи. Если в Москве за все локации, как правило, приходится платить, — такие правила диктует киноиндустрия, то в Томске и регионах проще договариваться с людьми — всем льстит мысль о причастности к созданию большого творчества, которое останется в истории.
— Тот факт, что Томск — это город студентов, помогает вам в кино? Как именно?
— Нельзя сказать, что есть однозначный ответ на этот вопрос. С одной стороны, это помогает, так как всего есть множество желающих попробовать себя в съемках, что безусловно здорово. С другой стороны, студенты — это не профессиональные кадры, и большая часть съемочной команды состоит из молодых ребят разных возрастов (самому младшему — лет 17). Однако в Томске есть большой потенциал выращивания кадров, что более-менее получается делать на практике.
Конечно, есть свои издержки, и мы их прекрасно осознавали, когда начинали делать кино в Томске. Однако я убежден, что практика — это лучшая школа, которая может только существовать. Во время съемок флагманского сериала «Соцсети» (прим. первый профессиональный томский художественный сериал, который выйдет на многомиллионную аудиторию стриминговой платформы ТНТ «Premier») я мог следить за развитием членов команды с первого съемочного дня по сегодняшний, и, как мне кажется, они выросли и как люди, и как начинающие кинематографисты.
Съемка сериала «Соцсети»
— Подготовка студентов, например, с журфака, дотягивает до съёмки кино? Или их надо ещё доучивать?
— На самом деле, для меня лично, самое важное в человеке — это желание и энтузиазм. Если у тебя нет желания заниматься кино, то ты быстро разочаруешься, ведь это рутинный процесс, в котором нужно много ждать, готовиться, учитывать региональные особенности, быть морально готовым не спать сутками, перерабатывать и т. д.
— Как мне известно, вы активно следите за студенчеством. Вы можете выделить какие-то студенческие проекты?
— На самом деле, я активно наблюдаю за командой Томского Политеха. Или даже скорее, любуюсь ими и испытываю чувство гордости за свой вуз. Они большие молодцы. У них молодой ректор, молодая команда; всё то, что у них происходит в Медиацентре — это прогрессивно, свежо, креативно. Уверен, они придумают много потрясающих вещей — то ли еще будет! Мы даже начали сотрудничество. Выражаю большую благодарность моему вузу за поддержку.
— А что вы скажете о других университетах?
— ТГУ традиционно силён. Понимаешь, всё зависит от команды, концентрации определённых людей. Я вижу, что супер концентрация энтузиазма — у Томского Политеха. ТГУ тоже молодцы: они выигрывают гранты, организуют медиафорумы. Хотелось бы, чтобы каждый университет Томска включался в соревновательный процесс творчества и находил силы и возможности для коллабораций.
Понятно, что мы живём в такое время, когда вузам бывает тяжело договориться, так как они конкурируют между собой, прежде всего, за студентов. Хотя мне, как стороннему лицу, как выпускнику Томского Политеха, но заинтересованному в развитии кино в Томске, неважно, из какого университета человек. Потому что это здорово, когда медиа формируют кадры, которые можно привлекать и в кинопроекты. Медиа — это взаимосвязанная, взаимопроникновенная история.
И я бы пожелал каждому вузу развивать медианаправление.
— Как вы считаете, чего не хватает Томску, чтобы в нём сложилась киноиндустрия?
— Не хватает инфраструктуры и образовательных факультетов, возможно, краткосрочных образовательных мастерских с привлечением работающих професссионалов из индустрии. Определенно не хватает образования. Я считаю, что в ТГУ, как в классическом университете, должен быть полноценный кинопроизводственный факультет. Если бы он был на базе Томского Политеха, это тоже было бы потрясающе.
Мы развиваем киносферу в Томске в рамках своих возможностей. Например, у нас есть флагманский просветительский кинопроект «CAST», в рамках которого есть множество образовательных мероприятий с участием профессионалов индустрии. Планируем новый сезон проекта, на его реализацию мы выиграли грант «Президентского фонда культурных инициатив».
Будем дальше бить в одну точку — продвигать региональное кино даже на уровне местного законодательства, ведь оно может стать «фишкой» региона.
В Томске существует огромный потенциал для развития киноиндустрии и креативных индустрий в целом. Мы бы очень хотели, чтобы киносфера институционализировалась в Томске.
— Какие перспективы для медиасферы Томска вы можете выделить?
— Если всячески развивать это направление, то, что-то, да вырастет. Видишь, к моему большому сожалению, Томск в массе молодых людей воспринимается как транзитный город, из которого можно отправиться куда-то еще. Из-за этой тенденции Томск теряет свои уже сформированные кадры. Мне кажется, креативные индустрии, в которых существует невероятное количество специальностей, могли бы помочь преодолеть эту тенденцию. В Томске на человеческом капитале, как мне кажется, есть возможность построить очень сильную индустрию, которая позволила бы и сохранять кадры, и обновить имидж региона, сделать его более узнаваемым. Если системно поливать весь томский медиаполисадник, то может вырасти очень красивый сад, а возможно и парк. Важно разнообразие, которое необходимо стимулировать.
Для начала было бы круто создать факультет кинообразования на базе вуза.
— Как текущая ситуация в мире влияет на вашу студию?
— Сложный вопрос. Представь только, сериал «Соцсети» мог быть выкуплен Netflix, то есть мог выйти на международную аудиторию. Да, возможности для распространения контента уменьшились. С другой стороны, в России возрастает потребность в отечественном контенте.
— Новые «окна роста» всё же появляются?
— Наверняка. Однако всё очень переменчиво и очень быстро меняется, как говорится, поживём, увидим. У нас супер разнообразная страна в географическом и национальном плане. Меня давно удивляло, почему мы, например, не видим на больших экранах всего этого разнообразия, которое существует в России. Почему в кино не создают киногероев из представителей разных народов? Хотелось бы развивать эту многонациональную историю.
— Какие пожелания вы можете дать студентам, которые хотели бы или уже занимаются кино?
— Я бы не рекомендовал надеяться на кого-либо: не ждите какого-то вымышленного продюсера, который всё принесет на блюдечке и раскроет ваш «уникальный» талант. Делайте проекты сами: да, может получаться очень плохо в начале, но надо идти дальше и учиться на своих ошибках, вновь пробовать, снова пробовать, бить в одну точку, и когда-нибудь обязательно наступит тот момент, когда всё начнет складываться. Развивайте навыки самопродюсирования и упорство — это безусловно длительный забег, своеобразный киномарафон. Но, поверьте, результат того стоит.

Автор
  • Иван Путулян
    3 курс
    направление «История»
Made on
Tilda